Бизнес по правилам и без 

Игорь Яковлев
Игорь Яковлев, президент

Компания "Чип и Дип" официально объявила о своем выходе из группы компаний "Платан - Чип и Дип" и юридической независимости. Изменится ли позиционирование компании, как, "Чип и Дип" оценивает свои место и роль на рынке электронных компонентов? Эти вопросы мы адресовали президенту группы компаний"Чип и Дип" Игорю Яковлеву, который заодно поделился своим видением развития российского рынка ЭК.

- Разделение или, говоря иначе, почкование компаний - это нормальный рыночный процесс, в результате которого каждая компания получает возможность идти своим путем и, решив проблему противоречий, которые иногда имеют место, начинает развиваться более эффективно. Думаю, что это полезный процесс и для развития рынка в целом. Сейчас компании "Платан" и "Чип и Дип" не связаны ни юридически, ни экономически. Это два совершенно разных бизнеса, два разных игрока на рынке. Мы рассматриваем компанию "Платан" как достойного конкурента и партнера. Хотя, должен признать, что нынешние партнерские отношения не связывают наши компании тесно. Долгое время "Платан" был крупнейшим поставщиком компании "Чип и Дип", но постепенно доля продукции, которую мы закупали в "Платане" уменьшалась, а вместе с этим росли объемы закупок у других поставщиков

- Кого сегодня Вы могли бы назвать в числе основных поставщиков своей компании?

- Все крупные. российские дистрибьюторы - наши поставщики. В их числе "Компэл", "Элтех", "ПетроИнТрейд", "Симметрон", "Гамма", "ФИТОН" и др. Большие объемы закупок приходятся на долю европейских дистрибьюторов. Есть китайские поставщики, у которых мы приобретаем потребительскую продукцию - не микросхемы, а инструменты, приборы, измерительную технику. Примерно половину закупок мы осуществляем за рубежом - либо у европейских дистрибьюторов, либо в Китае.

- В составе группы компаний "Платан" фирма "Чип и Дип" специализировалась на розничных продажах. Не изменился ли теперь фокус деятельности компании? Как вы позиционируете себя на рынке дистрибьюторов и насколько уверенно себя чувствуете?

- "Чип и Дип" - полноценный и полноправный субъект дистрибьюторского рынка. Правда, слово "дистрибьютор" мне не очень нравится. Мы не привыкли называть себя компанией-дистрибьютором. У дистрибьюторов есть определенные атрибуты принадлежности к дистрибуции, в числе которых официальные соглашения с крупными компаниями - производителями, есть некий "табель о рангах", у кого дистрибьюторских соглашений больше, у кого меньше... У нас тоже есть несколько прямых дистрибьюторских соглашений с производителями, но их объем не очень большой, и нас это не особенно тревожит, потому что фокус компании в другом. "Чип и Дип" - торговая фирма, которая работает в уникальном сегменте, во многом нами же самими и созданном. Наша сильная сторона - розничные продажи. У нас есть уникальные инструменты продаж - розничные магазины, пять магазинов в Москве и два в Санкт-Петербурге.
Помимо такого инструмента продвижения как розничные магазины, у нас есть интернет-магазин, который, я полагаю, является крупнейшим по обороту, потому что наш сайт имеет самый высокий рейтинг среди всех компаний, работающих на этом рынке. Посещаемость сайта напрямую отражает активность покупателей в интернете.
Интернет-магазин - наш торговый сайт - существует около семи лет, но только в прошлом году пришло ясное понимание того, что это весомая часть бизнеса, самостоятельный проект, который приносит доход, и нам интересно его развивать. Вот и на последней "ЭкспоЭлектронике" мы рекламировали не "Чип и ДИП", а именно наш интернет-магазин. Мы устроили конкурс на самую высокую скорость заказа товаров в интернет-магазине, и интерес к этой идее был очень высоким. Правда, организаторы выставки почему-то решили, что, пытаясь обратить на себя внимание, мы мешали всем остальным. Когда мы попробовали забронировать аналогичное место на выставке в будущем году, выяснилось, что интересующие нас площади проданы малоизвестным компаниям. Нам же предложили место, неадекватное нашему влиянию на выставку и на рынок...

- Иными словами, вы не просто уверенно чувствуете себя на рынке, но и считаете, что способны влиять на его развитие. Значит, для вас принципиально не только присутствовать на рынке, но и располагать необходимыми инструментами влияния?

- Интересно и влиять, и работать. Всегда нужно иметь в виду: если ты только работаешь, то кто-то еще влияет. Тогда возникает вопрос: почему это не я? Там, где ты способен влиять, это нужно делать, иначе это сделают другие. И, с другой стороны, если влиять в большой мере ты не способен, то нужно соглашаться просто работать.

- И все свое влияние "Чип и Дип" обеспечил за счет успешных розничных продаж?

- Розничные продажи это наш двигатель, наш локомотив, к которому прикреплен большой поезд с вагонами. Эти вагоны тоже делают погоду. Но если локомотив отцепить, то все вагоны пойдут под откос. Это особенно касается мелкооптовой и оптовой торговли - других важных направлений деятельности компании "Чип и Дип", про которые я еще не успел сказать. Оптовая торговля во многом зависит от розничной: наш розничный бренд хорошо известен, благодаря этому у компании хорошие поставщики. У нас нет большого числа дистрибьюторских контрактов с производителями, но это не мешает качественно обслуживать клиентов. У нас хорошо отлажена система логистики, на автоматизированном складе поддерживается одновременно около 30 тыс. наименований продукции, наконец, у нас хорошо организована работа офиса. Все, что у нас есть хорошего, создавалось для развития розничной торговли. И эти же механизмы используются для развития других видов деятельности. В настоящее время группа компаний "Чип и Дип" имеет три бренда. Собственно "Чип и Дип" - это розничный бренд, а еще "Чип и Дип-опliпе" - мелкооптовая торговля и "ЧИП-ИНДУСТРИЯ" бренд оптовых продаж. Нам удалось добиться сбалансированного развития этих трех направлений деятельности, и дальше мы будем активно их развивать.

- Как сегодня строятся отношения компании с другими участниками рынка? С кем вы сотрудничаете, кого считаете своими основными конкурентами?

- Конкуренты, конечно же, есть. Но нет ни одного, кто был бы похож на "Чип и Дип" в довольно существенной части бизнеса. Есть только конкуренты по каким-то узким направлениям. Прямой конкуренции нет ни с кем. Например, нет ни одного магазина, похожего на наш, и нет ни одного интернет-магазина, которого мы бы опасались как конкурента. Но есть нишевая конкуренция по группам продукции или по каналам продаж, и она очень серьезная. Каналы продаж - это продажи дилерам. В этих продажах мы конкурируем с теми, кто, как и мы, продает тем же дилерам ту же продукцию.
Повторюсь, мы не имеем большого числа дистрибьюторских контрактов, потому что с нашим широким ассортиментом это было бы накладно. Зато мы активно сотрудничаем с дистрибьюторами. Мы все покупаем что-то друг у друга и параллельно конкурируем, и в этом нет никакого серьезного противоречия. Ведь конкуренция - это своего рода попытка переманить на свою сторону общего клиента. А продажи друг другу - это не борьба за клиента, это возможность самому быть клиентом у конкурента. Это разные плоскости сотрудничества. Если покупка товара выгодна обеим сторонам, то она не мешает им конкурировать друг с другом. Например, в глобальной конкуренции за мировое господство Китай с Америкой поддерживают торговый оборот. Это нормально, когда страны-конкуренты поддерживают между собой торговые отношения.
Правда, есть один очень важный момент, который должны хорошо понимать все участники рынка: для развития партнерских отношений нужно, чтобы стремящиеся к этому компании придерживались партнерской этики взаимоотношений. Здесь я подниму очень важную тему: какие методы используют компании для развития и достижения своих целей? Это, прежде всего, вопрос взаимодействия с силовыми и другими госструктурами. Если подобные связи используются для того, чтобы препятствовать развитию конкурентов и нелегальными, коррумпированными методами получать для себя преимущества на рынке, то тех, кто играет по этим правилам, я считаю своими жесткими конкурентами. Они препятствуют развитию рынка и пытаются развиваться сами за счет подавления других. Это конкуренты, с которыми я не желаю сотрудничать.
Сейчас происходит процесс разделения рынка на две группы. Одни компании развиваются, не мешая другим, ведут себя цивилизованно, и методы, которые они используют, способствуют общему развитию рынка. Вторая группа, состоящая не только из мелких одиозных компаний, но и из крупных игроков, пагубно влияет на развитие экономики. В этой связи можно говорить о двух видах конкуренции. Есть здоровая конкуренция с партнерами, как игра в шахматы или в футбол по оговоренным правилам. И есть острая конкуренция с компаниями, которым не место на рынке. На мой взгляд, это главная тенденция развития современного рынка - одни компании идут по пути легализации бизнеса и честной конкуренции, другие активно внедряют технологии коррупции. И перевес в этом противостоянии не очевиден. Есть много компаний, по поводу которых я пока не готов сказать, к какому лагерю они принадлежат.
К сожалению, общая экономическая и политическая обстановка в стране способствует тому, чтобы рынок разделился на два лагеря, потому что на высоком государственном уровне есть силы, которые поддерживают и ту, и другую стороны. Причем, даже один и тот же чиновник сегодня может поддерживать "этих", а завтра - "тех". Это парадокс нашего государства и современной экономики. Но, на мой взгляд, уже наметилась здоровая тенденция, при которой компании-лидеры тяготеют к "белому" полюсу.

Интервью провела Екатерина Воронина: опубликовано в журнале ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ 6/07

ФЭК

ЧИПЭКСПО