Компания "Радиант-Элком": качество, надежность, совершенствование 

См.также интервью: 2017 года | 2016 года | 2005 года

Андрей Кузнецов
Андрей Кузнецов
генеральный директор

Если задаться целью кратко представить компанию "Радиант-Элком", то, в первую очередь, на ум приходят такие характеристики как широкий ассортимент продукции и ее высокое качество, надежность поставок и долгосрочное партнерство, стремление к совершенствованию и дальнейшему развитию. Эти составляющие обеспечивают достаточно уникальное положение компании на рынке электроники. Мы встретились с Андреем Кузнецовым, генеральным директором "Радиант-Элкома", чтобы узнать, как работается этой компании после кризиса, что происходит на рынке дистрибуции электронных компонентов, какие цели она перед собой ставит.

— Расскажите о компании — истории ее возникновения, численности сотрудников, деятельности.

— Мы работаем на рынке электронных компонентов с 1993 г., т.е. более 18 лет. За этот период мы прошли этапы развития и становления от предприятия, которое представляет продукцию одного бренда, до компании, имеющей множество дистрибьюторских соглашений с российскими и зарубежными производителями электронных компонентов. Наш основной принцип — предлагать широкую номенклатуру различных компонентов высокого уровня надежности для специальных условий применения.
   Исторически основой компании является структура, занимающаяся дистрибуцией. В последнее время мы стали расширять бизнес за счет сопредельных областей деятельности. У нас появилось такое направление как поставка технологических материалов и оборудования, предоставление фаундри-услуг и сервиса. Одно из наших подразделений занимается поставкой измерительных приборов и оборудования для обеспечения электромагнитной совместимости. У нас также создан и работает дизайн-центр, в задачи которого входят разработка и проектирование импортозамещающих компонентов. Число наших сотрудников растет, в основном, за счет привлечения высококвалифицированных специалистов. В настоящее время в компании работают 120 человек. Средний возраст сотрудников — 35 лет.

— Расскажите, пожалуйста, подробнее о фаундри-услугах.

— Мы работаем с большим количеством производителей компонентов из России и стран СНСНГ и в полной мере ощущаем проблемы, с которыми сталкиваются эти предприятия: отсутствие качественных технологических материалов (подложек, керамики, герметиков, стекла), различного технологического оборудования и т.д. У нас заключены соглашения с несколькими специализированными производителями фаундри-услуг. Мы обеспечиваем технологическую поддержку предприятиям, которые планируют изготовление новых изделий, но не имеют возможностей для их производства в России, от размещения заказов до получения кристаллов у производителей.

— На сайте компании говорится о том, что вы изготавливаете разъемы, в т.ч. высокочастотные.

— В Все решения подсказывает жизнь и опыт. Мы позиционируем себя как комплексного поставщика электронных компонентов и стараемся вникать в проблемы своих потребителей. Такой подход позволил нам увидеть, что существует потребность в малогабаритных радиочастотных соединителях, которые не выпускаются отечественными производителями. И мы направили свои усилия на создание дизайн-центра и организацию производства.
   Мы разрабатываем комплект конструкторской и технологической документации, обеспечиваем организацию производства. В случае необходимости производим закупку недостающего оборудования, в т.ч. прецизионного для механообработки и герметизации. В настоящее время мы изготавливаем опытные образцы, которые отправляем на апробацию заказчикам.

— У вас солидный дизайн-центр?

— Задачи, которые мы ставим перед своим центром, достаточно сложные. Для их решения мы, в первую очередь, ориентируемся на штатных сотрудников, а при необходимости прибегаем к аутсорсингу. Все требует профессионального подхода. Наша работа основывается на глубоком анализе потребностей клиентов, которыми являются крупные оборонные заводы, предприятия атомной энергетики, транспорта, космической, нефтегазовой отрасли. В настоящее время одной из острых проблем является импортозамещение, поэтому в наших планах — разработка нескольких типов специализированных интегральных микросхем и СВЧСВЧСВЧ-компонентов. Мы также принимаем участие в финансировании разработок, проводимых российскими предприятиями-изготовителями электронных компонентов.

— Дистрибьюторская деятельность и проектирование — разные виды бизнеса. Насколько независимы эти подразделения в вашей компании?

— Это один бизнес, т.к. проектирование и разработка — новое направление для «Радиант-Элкома». В нем участвуют наши технические специалисты, конструкторы, технологи и партнеры по производству.

— Такое совмещение разных видов деятельности — следование моде или необратимый процесс, который будет развиваться и в дальнейшем?

— Все крупные компании, занимающиеся дистрибуцией, в дальнейшем идут по пути расширения сфер деятельности. Каждая компания выстраивает свою стратегическую модель развития бизнеса: кто-то создает контрактное производство, кто-то — дизайн-центры, а кто-то — испытательную лабораторию. На мой взгляд,это нормальная тенденция развития. Если какие-то компании могут заниматься профессионально и дистрибуцией, и контрактным производством, то почему бы и нет?
   Наша компания идет по пути развития дистрибуции за счет развития смежных областей и предоставления дополнительных услуг, создания центра проектирования и организации производства. Мы стараемся делать это на высоком профессиональном уровне. Например, вы знаете, сейчас очень актуален вопрос обеспечения электромагнитной совместимости электронных устройств. Наши специалисты предлагают решение данной проблемы еще на этапе создания опытного образца. Безусловно, для этого необходима команда высококвалифицированных конструкторов, технологов, метрологов и других специалистов. И у нас такая команда есть.

— Много ли у вас заказчиков? Как вы находите новых?

— У нас более 1000 самых разных заказчиков, начиная с крупнейших корпораций и заканчивая небольшими частными предприятиями. Могу сказать, что мы одинаково ценим всех своих клиентов. Новые потребители приходят к нам, получая информацию из рекламы в печатных изданиях, технических статьях, на выставках. Особенно ценно то, что много новых потребителей начинает работать с «Радиант-Элкомом» после участия в технических семинарах, которые мы регулярно проводим как в офисе, так и в других городах. Именно там специалисты получают наиболее полную техническую информацию.

— Предприятия, с которыми вы работаете, живут, в основном, за счет госзаказа?

— Едва ли у нас можно прожить на одних государственных заказах. Но большинство наших клиентов работает именно в этой области. Сейчас получение заказов и заключение контрактов у большинства потребителей проходит на конкурсной основе в соответствии с правилами рыночной экономики, но, как это бывает в нашей стране, никто не задумывается ни о сроках производства, ни о сроках финансирования. Часто бывает, что для выполнения контракта в срок комплектацию по нему необходимо разместить на предприятиях и оплатить за два-три месяца до подписания контракта. В этой ситуации такие компании как «Радиант-Элком» исполняют роль буфера. Мы аккумулируем поступающие заказы от потребителей, заранее размещаем их на заводах-изготовителях, обеспечивая планирование производства, финансируем эти заказы, а затем осуществляем поставку продукции потребителям, причем по ценам производителей и с соблюдением жестких требований по качеству поставляемой продукции. Такая работа возможна, если ваша организация — крупная оптовая компания, если вы — дилер нескольких предприятий, если вы обладаете значительными финансовыми возможностями, если система качества и система управления находятся на высоком профессиональном уровне.

— Насколько заметно сказался кризис на деятельности компании? Снизилась ли численность персонала?

— В кризисе нет ничего хорошего. Он ударил и по рынку электронных компонентов, но, как и в любом деле, у всего есть свои положительные стороны. Кризис помог пересмотреть и изменить структуру предприятия, функции и задачи подразделений и отдельных сотрудников, распределение ресурсов, а также переосмыслить бизнес-процессы. Безусловно, он способствовал повышению эффективности нашей работы, т.к. пришлось провести серьезный анализ и даже отказаться от некоторых сотрудников, которые, фактически, являлись балластом.

— Россия, очевидно, вступит в ВТО. На рынок электронных компонентов уже приходят глобальные дистрибьюторы. Как с ними уживутся российские компании?

— Безусловно, российский рынок становится все более привлекательным. Приход глобальных дистрибьюторов на локальные рынки неизбежен и, действительно, представляет угрозу для бизнеса, прежде всего, компаниям, которые выполняют аналогичные функции на российском рынке. Перераспределение долей рынка происходит и будет происходить, на то она и рыночная экономика. Но специфика работы на российском рынке — в существовании очень глубокой связи с потребителем, в знании специфики его работы, в чем, безусловно, глобальные дистрибьюторы уступают локальным компаниям. Поскольку «Радиант-Элком» занимается комплексными поставками отечественных и импортных компонентов, я не вижу большой опасности для нас, потому что еще ни один глобальный дистрибьютор не заинтересовался продукцией отечественных производителей. Во всяком случае, мне такие примеры неизвестны.

— «Радиант» — единственная компания, в поставках которой так широко представлены российские производители. Чем обусловлен такой выбор?

— Да, наша программа поставок уникальна для российского рынка ЭК. Мне не известен другой дистрибутор, у которого были бы так же широко представлены и отечественные, и импортные компоненты. На данный момент это наше большое преимущество, т.к. очень большой процент потребителей использует смешанную комплектацию и нуждается в комплексных поставках как отечественных, так и импортных компонентов. Мы развивались вместе со своими клиентами, мы органично чувствовали изменение потребностей их производств. Но, самое главное, в нашей компании благодаря опыту работы с отечественными производителями была создана система качества, которая продолжает совершенствоваться и реально работает при поставке продукции независимо от того, отечественного она или импортного производства.
   Глубокое знание потребностей клиентов приводит к развитию новых направлений. Так, например, у нас возникло направление упаковочных материалов и оборудования. Вы знаете, что большинство приборостроительных предприятий приобрело дорогостоящее оборудование для автоматизированного монтажа печатных плат, чтобы полностью отказаться от ручного монтажа. Однако выяснилось, что отечественные компоненты, даже изготовленные по международным стандартам и предназначенные для поверхностного монтажа, не имеют соответствующей упаковки на ленте в катушки. Мы провели анализ этого рынка, выбор производителей и сейчас поставляем производителям электронных компонентов оборудование и упаковочные материалы для автоматизированного монтажа.

— Конкурентов у вас точно нет…

— Конкуренты у нас есть, и их много. Но именно конкуренция способствует поиску новых идей, решений, заставляет постоянно совершенствоваться. Мы стараемся развиваться не вширь, а работать в нескольких направлениях, в которых обладаем достаточным профессионализмом, что и помогает нам в конкурентной борьбе.

— Что Вы понимаете под термином «российская электроника»?

— Если кристалл изготовлен за рубежом, помещен в импортный корпус, протестирован на зарубежном оборудовании, то понятно, что этот компонент — зарубежного, а не российского производства. В этом случае в России только выполняется сборка из импортных комплектующих. Если же специализированные изделия или компоненты разрабатываются отечественными инженерами, пусть даже на платформе западных компаний, можно говорить уже о российской электронике, и смысл в таком случае не в ее названии, а в том, чтобы она заняла достойное место на международном рынке разделения труда.

— Наше государство заявило о государственной поддержке российской электроники. Кого оно будет поддерживать, по Вашему мнению?

— Я считаю, что меры по развитию российского рынка электроники должны быть комплексными. Они должны вырабатываться на основе глубокого анализа многих факторов. Такого комплексного подхода со стороны государства я не вижу. В настоящее время большинству предприятий приходится рассчитывать только на собственные силы.

— Как вы решаете вопрос с кадрами, учитывая, что компания занимается инженерной деятельностью?

— Инженерная деятельность для нас очень важна. Наши технические специалисты задействованы и в продвижении компонентов, и в проектировании. Мы работаем с потребителями уже на этапе проектирования, предлагая комплексные решения. И, безусловно, качество решений напрямую зависит от уровня специалистов. Выбор претендентов на работу в компании очень сложен, на это уходит много времени. У нас постоянно проходит набор новых сотрудников, наши технические специалисты проводят собеседования с кандидатами. Главное — увидеть потенциал кандидата и желание учиться, а затем уже вступает в дело наша «кузница кадров».

— Есть ли планы развития группы компаний на несколько лет вперед?

— Да, разработана перспективная стратегия развития компании. Она не содержит каких-либо количественных показателей, т.к. многолетний опыт работы на российском рынке показал, что это неблагодарное занятие, но основные принципы и направления нашего развития определены четко. А далее — работать, работать и работать.

Интервью подготовили Леонид Чанов и Владимир Фомичёв: опубликовано в журнале ЭЛЕКТРОННЫЕ КОМПОНЕНТЫ 3/11

QIMONDA

РАДИОКОМП