ТРИ ГРАНИ РОССИЙСКОЙ ЭЛЕКТРОНИКИ

Г.Келл
опубликовано в ежегоднике ЖИВАЯ ЭЛЕКТРОНИКА РОССИИ-2021

Живи Михайло Ломоносов в наши дни - наверняка бы в свою знаменитую фразу от 1751 года: «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие…» вместо химии подставил бы электронику. Ведь и продолжение этой, известной со школы фразы: «Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи ея прилежания» всецело применимо к электронике, которая окружает нас и используется нами постоянно.

У электроники множество ипостасей и масса определений, даваемых с разных колоколен. В рамках данной статьи под электроникой будет пониматься отрасль техники, использующая электронные компоненты (активные, пассивные, электро-механические и т.п.) для создания устройств преобразования энергии и/или информации. Поскольку речь далее пойдет по большей части об электронике отечественной, которая, как и все отечественное, отличается самобытностью, то не лишним будет придумать некую наглядную модель.

pyramidВ качестве такой модели примем треугольную пирамиду- например, такую:

Естественно, грань красного цвета соотнесем с ГОСЭЛЕКТРОНИКой, т.е. частью отрасли, нацеленной на благородную задачу поддержания национальной безопасности. С названием для грани синего цвета немного сложнее – эта часть отрасли нацелена на получение прибыли и возникла лишь в начале 90-х только с переходом страны от социалистической модели к капиталистической. Назовем ее условно БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКой. Для третьей, невидимой грани, выберем зеленый цвет и свяжем ее с радиолюбительством, ремонтом и всяческой DIY-активностью. А назовем столь же непритязательно – ФАНЭЛЕКТРОНИКой, поскольку для большинства ее субъектов эта деятельность приносит радость. И, наконец, основанием пирамиды являются все те, кто производит и/или поставляет вышеперечисленным трем граням потребные им для деятельности электронные компоненты, материалы, инструментарий и т.п. Эта грань, по большому счету, останется за рамками данной статьи. Но о ее влиянии на процессы сказано, безусловно, будет.

Надо признаться, что автор статьи последние 30 лет является «участником» именно этой нижней, «желтой» грани, занимаясь поставками в родной город Самару всего, что требуется электронщикам, но в основном тем, кто действует в рамках «синей» и «зеленой» граней.

Приведенная «модель» отечественной электроники, несомненно, весьма условна, неакадемична и заслуживает суровой критики. Но она дает представление о том, как выглядит отрасль немного «со стороны». И в текущий момент времени. Но придется немного сказать о генезисе, т.е. развитии этой модели во времени.

triangleВо времена СССР «модель» электронной отрасли была гораздо проще и, практически, одномерной. При этом отрасль выполняла все задачи, которые ставили партия и правительство. Упрощенно можно представить, что находящееся в основании треугольника структуры Министерства Электронной Промышленности (МЭП) полностью обеспечивали элементной базой производителей электронной техники в других министерствах (цвета на рисунке смысловой нагрузки не несут). И малая толика доставалась даже радиолюбителям. Армия которых, кстати, была весьма многочисленна – тираж журнала РАДИО в 1975 году составлял 800 тыс. экземпляров, а в 1989 году уже 1,5 млн экземпляров. И не случайна была инициатива МЭП по открытию своих магазинов-салонов «Электроника» - первый открылся в Ленинграде в 1971 году. За ним появились такие же магазины в Тбилиси (1973 г.) и Воронеже (1975 г.) и т.д.. Но ситуация для радиолюбителей еще долго характеризовалась прекрасной сценкой из фильма Леонида Гайдая 1973 года.

кадр из фильмаОднако, в 1983 году скончался Л.И.Брежнев и в череде смен генеральных секретарей неожиданно в стране появился новый класс бытовой радиоаппаратуры – видеомагнитофоны, открывшие для советских граждан возможность бесконтрольного просмотра западных фильмов. Причем, с 1983 года стала доступна самая популярная отечественная модель «Электроника ВМ-12», изначально выпускавшаяся в Воронеже. И не будет преувеличением сказать, что эту пору можно считать точкой зарождения БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКи в нашей стране (тогда она называлась СССР).

Все дело в том, что видеомагнитофоны были мультисистемными, т.е. поддерживали и SECAM, и PAL, и NTSC стандарты, а отечественные телевизоры, к которым и подключались видеомагнитофоны (пояснение для молодого поколения), в цвете могли воспроизводить только SECAM. В то время как основная масса VHS-кассет распространялась с фильмами в стандартах PAL/NTSC. Возник крупный спрос на декодеры, которые, в силу своей малости, не представляли никакого интереса для крупных предприятий советского ВПК. И тут на помощь пришли радиолюбители, которые могли самостоятельно паять эти небольшие платки для себя, друзей и знакомых. А самые «коммерческие» из них смогли оперативно организовать и изготовление печатных плат, и поставку комплектующих, и пайку, и, самое главное, реализацию по ими же создаваемым каналам. Это был первый класс школы бизнеса. Очень эмоционально об уроках в этой школе рассказывают некоторые собеседники Сергея Зорина в серии видео-интервью, опубликованных в Telegram-канале @fabrichka.

Второй класс той же школы сформировался очень споро – журнал РАДИО в 1986 году опубликовал схему компьютера «Радио 86РК», а в 1990 году схему более мощного «Орион-128». И отмеченный выше скачок тиража журнала был прямым следствием взрывного интереса к самодельным компьютерам. Основу которого во всем мире заложил ZX Spectrum компании Sinclair, выпущенный в 1982 году. Помимо радиолюбителей через какое-то время к этой теме подключились и некоторые госпредприятия, которые уже начали испытывать бремя сокращения госзаказа и искали ниши для загрузки производственных мощностей. Но радиолюбители и зарождающийся слой БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКи получили важный опыт кооперации, когда кто-то выпускал и рассылал по стране печатные платы, кто-то специализировался на микросхемах памяти, а кто-то вез через границу процессоры Z80.

Практически одновременно актуальной стала тема ремонта бытовой импортной техники, которая во все больших объемах завозилась в страну, главным образом по бартеру. Это требовало специалистов, способных разбираться в англоязычных мануалах и datasheet’ах. И тут очень кстати начались задержки с выплатой зарплат и сокращения на предприятиях ВПК электронного профиля. Да и молодые специалисты охотно шли в эту сферу. С другой стороны, появился «локальный» бартер, когда предприятие выплачивало зарплату сотрудникам своей продукцией. К примеру, работники Белгородского завода, выпускавшего пластиковые корпуса для видеомагнитофонов ВМ-12, получали их же в качестве зарплаты. И нужно было срочно научиться превращать эти корпуса в живые деньги. Чтобы продукты семье купить…

Привычная централизованность советского уклада, когда все вопросы решались в столице и концентрация предприятий электронной отрасли вокруг нее была (и остается) экстремальной, сыграло свою роль. Тем более, что с конца 80-х в Москве стали появляться стихийные кочующие рынки, где можно было купить-продать что-то электронное. Их предтечей по праву считается магазин «Пионер» на улице Горького, сформировавший начальный слой «спекулянтов». В 1990 году власти Москвы выделили площадку на Тушинском рынке, а в 1994 году уже почти сформировавшийся рынок переместился в Митино, на несколько десятилетий став формообразующим фактором всего российского рынка электронных компонентов.

Именно в Митино потянулись продавцы «бартерных» товаров из разных городов центральной и не очень России. Многие из них очень быстро поняли, что выгоднее не просто продать в Москве свой товар, а купить на вырученные деньги что-то дефицитное и продать у себя в городе. Так начал формироваться огромный слой коммерсантов в сфере ЭК, завязанный на Митино. Или, но в меньшей степени, на Автово в Ленинграде.

Именно на этом базисе стали формироваться и набирать силу две новые грани российской электроники. Если с ФАНЭЛЕКТРОНИКой все было довольно органично и просто – любой умелец, желающий сотворить что-либо электронное: УНЧ, цветомузыку или даже домашний компьютер, мог приехать в Митино и побродив среди сотен палаток и киосков разной степени благоустроенности, найти все необходимое. То же самое касалось индивидуумов, озабоченных ремонтом бытовой и не очень электроники. Конечно, все это справедливо было для жителей Москвы и близлежащих городов. О радиолюбителях провинции позаботились их предприимчивые сограждане, оперативно и повсеместно сформировавшие «митинские» филиалы.

Что касается БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКи, то здесь все было сложнее. Тем предприимчивым электронщикам, которые хотели превратить свои разработки в серийный продукт, нужен был опт. И постепенно стал формироваться класс оптовиков, готовых продавать крупные партии электронных компонентов, благо, коммерциализация всего жизненного уклада постсоветских людей открыла доступ к несметным ликвидным и неликвидным складским запасам, хранившимся на всех предприятиях огромной страны.

В этом плане влияние феномена МИТИНО на сферу ГОСЭЛЕКТРОНИКи трудно переоценить. Оно было двояким. С одной стороны отрасль делилась с рынком кадрами, которые имели компетенции в электронных компонентах и были голодны. Эти кадры, к тому же, знали «где что лежит» и как это можно взять с минимальным риском или затратами. В самый «рабочий» митинский день – субботу, на парковках у рынка можно было видеть автомобильные номера всех российских регионов от Урала до Кавказа. И очень часто приехавшие были одновременно и продавцами и покупателями. Ведь митинский marketplace давал и госпредприятиям с периферии уникальную возможность приобрести в одном месте все, что им требовалось для производственной деятельности. И нередкой была ситуация, описанная Гашеком в «Похождениях бравого солдата Швейка», когда один и тот же вагон с сеном покупался казной у фирмы Левинштейн, а затем продавался комендантом центральной станции Будапешта той же самой фирме. И не раз. В случае Митино таким «сеном» были оптовые партии ЭК, к примеру, микросхем серии 106.

Параллельно с развитием рыночной торговли уже в самом начале 90-х в Москве стали появляться компании с небольшим офисом и складом, где можно было приобрести те или иные ЭК как частным лицам, так и организациям. Как правило они ориентировались на импортные ЭК, спрос на которые постоянно рос. Первым западным дистрибьютором ЭК стала немецкая Spezial Electronic, открывшая свой офис в 1991 году на юго-западе столицы. К 1994 году в Москве, если судить по информации с сайтов фирм, существующих и поныне, таких компаний было более 50-ти. Многие из них вели параллельную деятельность в Митино. Но востребованность импортных ЭК на фоне стагнации отечественных производителей элементной базы позволило этим компаниям расти быстрее рынка. И многие из них в последующие годы стали в лидерами отечественной дистрибьюции ЭК.

Роль дистрибьюторов не ограничивалась только продажей компонентов. Они вели огромную работу по продвижению доселе неведомых инженерам импортных комплектующих – проводили семинары, участвовали в выставках и даже стали выпускать первые в отрасли журналы, посвященные ЭК-тематике. Не будет преувеличением сказать, что именно дистрибьюторы удержали ГОСЭЛЕКТРОНИКу от полного развала в начале века и одновременно создали условия для формирования БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКи. Постоянно расширяя свои LineCard, они обеспечивали российских электронщиков всем многообразием ЭК, существующих на глобальном рынке. И не их вина, что возобновившееся начиная с 2007 года массированное финансирование ГОСЭЛЕКТРОНИКи заложило основы тезисов об импортозамещении, ставших уже законом в условиях санкций.

И неудивительно, что введенный создателями госпрограмм развития отрасли в 2006 году термин ЭКБ стал прекрасным маркером, терминологически разделяющими ГОСЭЛЕКТРОНИКу и БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКу. Если вы встречаете в статье, читаете на сайте или слышите в новостях аббревиатуру «ЭКБ» - знайте автор из сферы ГОСЭЛЕКТРОНИКи. Если же используется аббревиатура «ЭК» - автор из БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКи. Вот так все просто. В ФАНЭЛЕКТРОНИКЕ нет таких проблем – там традиционно говорят о «радиодеталях» или «комплектующих».

Очень хорошо было бы в качестве итога рассказать о каких-то параметрах описанных выше «граней», назвать число действующих на каждой специалистов и проанализировать существующие тренды. Увы. Достоверной статистики ни по одной из «граней» не имеется. Сфера ГОСЭЛЕКТРОНИКи во многом закрыта по соображениям секретности. Сфера БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКи традиционно непрозрачна из за боязни показаться очень «вкусными» для структур, близких к регуляторам. Сфера ФАНЭЛЕКТРОНИКи – просто никому не интересна. Поэтому отделаться придется общими фразами. Кроме того, границы между «гранями» довольно нестабильны – компания, вчера бывшая частью БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКи, сегодня может войти в состав Ростеха. Либо просто получить заказа от госструктур.

В экспертной среде в последние годы принято считать, что поставки ЭК в ГОСЭЛЕКТРОНИКу и БИЗНЕСЭЛЕКТРОНИКу примерно равны. Но следует учитывать, что ASP (Average Selling Price) ЭК, применяемых в проектах ГОСЭЛЕКТРОНИКи, могут быть на порядок и более выше, чем у гражданских аналогов.

Статистика ФАНЭЛЕКТРОНИКи отсутствует не только в нашей стране, но и в глобальном масштабе. Однако, тот факт, что многие глобальные дистрибьюторы осознано формируют бизнес-направления, ориентированные на maker’ов или DIY- сферу, свидетельствует о растущей значимости этого сегмента. Примером могут служить популярные сообщества пользователей платформ Arduino или Raspberry Pi. Помимо ремонтников в этот сегмент включают и start-up’ов, которые со временем могу перейти на другие грани. По мнению автора, потребление ЭК ФАНЭЛЕКТРОНИКой в нашей стране может достигать 10% от общего рынка ЭК. Эта оценка чисто субъективная и основана как на собственном опыте розничных продаж, так и мнениях коллег по рынку.

В заключение хотелось бы поделиться каким-либо оптимистичным прогнозом. Но прошедший пандемийный год, трансформация привычного уклада и нарастающий изоляционизм не позволяют. Sorry.