Надо развивать наш внутренний рынок 

Олег Данцев
Олег Данцев, ген.директор

Какой должна быть промышленная политика в отношении средних предприятий? Нужны ли меры протекционистской политики перед вступлением России в ВТО? Как правительство должно стимулировать небольшие региональные предприятия? Обо всем этом с читателями "ПЕ" поделился генеральный директор АО "Группа Кремний" (г.Брянск) Олег Данцев.

— Олег Николаевич, в последнее время в деловых кругах развернулась дискуссия о промышленной политике. Какой она должна быть?

— Средний провинциальный бизнес, а к нему я отношу и предприятия с оборотом до 1 млрд руб. (в том числе и предприятия ОПК), пока что обречен на вымирание. Даже если что-то хорошее и полезное для российских средних предприятий - идея или закон - вдруг и возникают в недрах правительства или Госдумы, то очень быстро все нивелируется при реализации. А вопрос, у кого больше возможности лоббировать свои интересы на том или ином рынке - у зарубежных транснациональных компаний или наших небольших предприятий,- чисто риторический.
   Но это, я бы сказал, стратегическая проблема, решение которой совершенно не зависит от самих предприятий. Но есть и тактические вопросы, от эффективности решения которых в конечном итоге зависит, как долго предприятие сможет оставаться на плаву - год-два, 10-20 и так далее лет. У каждого предприятия есть резервы и повышения качества, и расширения рынков сбыта продукции, и неиспользованные возможности попадания в различные федеральные программы, то есть получения инвестиций на развитие производства. И вот тут уже многое зависит от менеджмента предприятий. И, конечно же, от местных властей. С другой стороны, иллюзий быть не должно: при отсутствии примышленной политики российские предприятия, особенно среднего бизнеса, никогда не смогут конкурировать на мировом рынке наравне со своими прямыми конкурентами. Мы отстали очень надолго.

— И это говорит директор предприятия-экспортера? Ведь существенную долю - почти 30% - интегральных схем и транзисторов вы отправляете за рубеж, в том числе фирмам Германии и США. Причем речь идет о новых изделиях, вполне конкурентоспособных.

— Во-первых, не треть продукции, а уже несколько меньше. И причина простая - в связи с падением курса доллара и повышением внутренних цен на материалы и тарифов на энергоносители экспорт становится нерентабельным. Потеря экспорта - это снижение мощнейшего стимула к повышению качества и конкурентоспособности продукции. Мы это понимаем и поэтому иногда производим продукцию на экспорт, даже если это с экономической точки зрения не очень выгодно. На импортной продукции мы отрабатываем технологию, которая, может быть, когда-нибудь - надежда умирает последней - пригодится и для внутреннего рынка.

— А теперь относительно вступления России в ВТО. Вас эта проблема не беспокоит?

— У меня на этот счет нет иллюзий - рано или поздно это все равно произойдет и усугубит и без того незавидное положение российских предприятий. Нас заставляют конкурировать на равных с зарубежными транснациональными компаниями, которые на решение любой проблемы, будь то качество или продвижение на новый рынок сбыта, могут свободно кинуть миллиард-другой долларов. Это даже не смешно. Поэтому должен быть определенный переходный период и очень эффективная государственная промышленная политика, которая бы дала возможность российским предприятиям укрепиться вначале на внутреннем рынке, а затем помогла им продвинуться на внешнем рынке.

— Ну а как же экономическая аксиома: без конкуренции нет развития?

— Это аксиома от лукавого. Развиваться можно тогда, когда для этого есть предпосылки. Если у нас на момент обрушения социализма, например, было 10-летнее отставание автомобильной промышленности от западной, то за прошедшие годы разрыв стал еще больше.

— Как, по-вашему, должна быть выстроена эффективная государственная политика?

— Не надо изобретать ничего нового, российского. Инструменты давно известны - пошлины, налоговые льготы, энергоносители для промышленности по льготным тарифам, федеральные программы. И, конечно, доступные кредиты. Надо развивать внутренний рынок - будь-то автомобильный, машиностроительный, энергетический, самолетостроения, бытовой техники. Только тогда может появиться надежда на существование и развитие у предприятий, выпускающих комплектующие для этих отраслей. В том числе и у нашего завода, выпускающего электронику. Россия отдала иностранным компаниям самый емкий бытовой рынок. А Китай не отдал. Китай же производит у себя бытовую технику на основе китайских же комплектующих. Да что Китай! Посмотрите на Корею. Если корейцы решили открыть сборочное производство и определились, что сейчас они, например, используют 20% отечественных комплектующих, через год - 50%, еще через год - 70%, то они очень строго этого и придерживаются, давая возможность постепенно развиваться и наращивать объемы своим предприятиям. У нас ситуация кардинально другая. Государство, например, объявляет о поддержке отечественного автопрома. Наше предприятие, производящее автоэлектронику, естественно, надеется на то, что наконец наша продукция будет востребована. Но мы выпадаем из этой цепочки. Такая же ситуация складывается и в оборонной промышленности. Российские производители танков, самолетов, подводных лодок предпочитают работать с импортными комплектующими, и происходит это отнюдь не потому, что наши блоки, узлы и электроника хуже. А ведь в данном случае речь идет не о заказах для тех или иных предприятий и престиже государства, но о безопасности страны в целом.

— Но ведь в последнее время как раз на самом высоком уровне говорится много о необходимости усиления обороноспособности страны, о новых современных разработках в этой сфере, об увеличении финансирования…

— Большая часть этого финансирования идет на содержание армии, а отнюдь не на развитие новых видов техники на основе российских комплектующих.

— И все-таки в развитие производства комплектующих должно вкладывать средства не столько, может быть, государство, сколько потребители - фирмы?

— В "оборонку" может инвестировать только государство. Ни одна зарубежная фирма не будет вкладывать средства в оборонные предприятия России. Мы это должны четко осознавать. Я о другом. О наших фирмах-монополистах, имеющих средства. Вот сейчас идет перевооружение энергосистемы России. Почему бы РАО ЕЭС не поставить перед собой вполне определенную задачу: использовать при этом только продукцию отечественных производителей, даже если при этом придется вкладывать какие-то инвестиции в развитие производства? Подать пример всем остальным. Ставка энергетиков на отечественного производителя при перевооружении энергосистемы России сможет дать толчок в развитии целого ряда отраслей, а также обеспечить энергетическую безопасность России. При желании РАО ЕЭС и при наличии политической воли государства, уверен, можно сохранить этот рынок для отечественного производителя, что-бы по цепочке, может быть, возродить многое из того, чем издавна была славна Россия.

беседовала Екатерина Самарова: опубликовано в журнале ПРОМЫШЛЕННЫЙ ЕЖЕНЕДЕЛЬНИК 41/05

КОМПЭЛ

CREE